Random header image... Refresh for more!

Цели казачества

Цели и задачи казачества

Прошло уже более 20 лет с момента начала процесса возрождения и государственного становления российского казачества. К сожалению, до сего дня многие из участников этого процесса так и не осознали и не уяснили себе, какое именно «казачество» они «возрождают», и какими средствами и путями обеспечивается выполнение данной задачи?
Взяв в качестве «исторических примеров» то некое подобие «Запорожской Сечи» 17 века, то казачьих общин («городков») на Дону 16 века, то полковых «округов» периода Большой Кавказской войны 19 века, то станичный быт начала 20 века, пытаются они выстроить что-то свое, в соответствии с собственными вкусами, историческими пристрастиями либо «фантазиями на тему».
Каждый из них по-своему и прав, и нет.
Но мы, взяв на вооружение лучшие казачьи традиции, складывавшиеся веками, и сознательно отказавшись от заведомых анахронизмов (а порой, и вовсе неприемлемых на сегодняшний день явлений и обычаев), должны совершенно четко дать отчет в том, что на сегодняшний момент создается новое, имеющее свои современные исторические задачи и перспективы, казачество 21 века, в совершенно новых геополитических условиях, т.е. тех, в которых оказалась Россия (Российская Федерация) на рубеже 20 – 21 веков.
Объективно, казачество – исторически сложившаяся общность людей, обладающая мощной способностью к самоорганизации, существовавшая в различные времена то в виде отдельного народа преимущественно христианского вероисповедания, обитавшего на рубеже леса и степи, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни и существовавшего, в основном, за счет военной добычи; то в виде некоего подобия духовно-рыцарских орденов и свободных республик средневековья, являясь мощным фактором на политической арене, которое порой вопреки всякой, на первый взгляд, логике, смело меняло государственные границы и шатало государственные устои сопредельных государств, с военной мощью и силой которого были вынуждены считаться соседние правители; то в виде специфического воинского сословия (населения) на приграничных землях (как правило – с воинственными, агрессивно настроенными по отношению к России азиатскими народами), служившее одновременно фактором военной защиты и гражданской колонизации осваиваемых земель; то в виде особой части населения Российской Империи, имеющего особую воинскую выучку, способность к мгновенной мобилизации, ведущее экономически крепкое, стабильное, независимое, рентабельное хозяйство различных форм собственности.
Отличительными чертами казака были: высоко развитое чувство личного достоинства, личной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; хозяйственность, воинские навыки, дисциплина, любовь к родной земле, почитание обычаев и заветов предков. Понимание «свободы» носило глубоко христианский смысл – свобода не есть своеволие, а осознанное добровольное служение России – Престолу Пресвятой Богородицы, воинская защита ее от врага внешнего и внутреннего.
Вместе с тем, основной массе казачества всегда было присуще чувство некоего «местного сепаратизма», определенного превосходства (а порой – и пренебрежения), осознания собственной «отличности» от остального населения Российской Империи («панов» (дворян) и «мужиков» — крестьян, рабочих, купцов и прочих «иногородних»).
Революция и гражданская война 1917 – 1922 гг., разрушили исторически сложившуюся систему казачьих войск Российской Империи, а казачье население в основной своей массе подверглось репрессиям за отказ от признания «достижений» Советской власти. Казачеству было предложено доживать свой век в виде фольклорных ансамблей да музейных экспонатов…
Развал Советского Союза, фактическое крушение имперской системы управления, отторжение ряда территорий, в т.ч. и коренных российских, превращение русского и русскоязычного населения в людей «второго» сорта, а порою и откровенный геноцид славянского населения, практически мгновенная потеря национальных приоритетов и ценностей, фактическое возвращение к территориальным границам Московской Руси начала 17 века, и одновременно – всплеск живого интереса к отечественной истории, традициям, привели к нормальной реакции наиболее активной, патриотически настроенной части русского (и русскоязычного) населения к созданию формы естественного самовыживания, самоорганизации, самоуправления, самозащиты и самообеспечения русского народа – возрождению и становлению казачества.
Просуществовавшее более 1000 лет в виде живого щита славянских земель и православной культуры, духовно и лично свободное, не знавшее крепостничества, казачество по сути своей являлось воплощением вековой мечты народа о всеобщем равенстве, братстве, справедливости, твердом порядке и дисциплине, могучей силе, с которой все были вынуждены считаться.
Та же мечта волей или неволей и сейчас витает в умах значительной части российского (прежде всего – славянского) населения, необходимость единения которого была наглядно продемонстрирована недавними событиями на территории бывшей Югославии, где именно отсутствие данной способности и формы объединения народа послужила причиной страшной трагедии и фактического развала страны.
Основной целью российского казачества на современном этапе является сохранение территориальной целостности Российского государства (Российской Федерации), последующее возращение ему ранее исторически принадлежащих территорий (с преимущественным проживанием русского и русскоязычного населения, в т.ч. и исторических земель казачьих войск) – Крыма, Северного и Восточного Казахстана, восточных областей Украины, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья; обеспечение действительной защиты и укрепления государственной границы Российской Федерации путем создания пограничных казачьих поселений (станиц и хуторов) с особыми формами хозяйствования и невойсковой охраны государственной границы и приграничных территорий, препятствие и борьба с незаконной миграцией и захватом земель, сепаратизмом отдельных территорий; организация самодостаточной экономики казачьих обществ в виде создания сети казачьих производственных и перерабатывающих конкурентоспособных предприятий, казачьих банков и торговых домов, сети казачьих рынков и торговых центров для сбыта продукции, организация интеграции между регионами на основе межвойсковых связей, кооперация; укрепление обороноспособности государства путем создания казачьих воинских частей (как по призыву, так и по контракту), подразделений казачьей территориальной обороны по принципу «национальной гвардии», на которые также будут возложены задачи по участию в охране и поддержанию правопорядка, охраны экологии, природных ресурсов, культурного наследия; укрепление и поддержание общественного правопорядка путем создания казачьих дружин и отрядов содействия органам государственной власти; укрепление социальной сферы (не должно быть ни одного брошенного старика, ни одного забытого ребенка), духовное, патриотическое, физическое и социальное воспитание и развитие подрастающего поколения, его образование (создание сети казачьих кадетских корпусов и классов, спортивных секций, военно-исторических клубов, проведение летних лагерных сборов). Современное казачество должно стать одним из основных факторов стабилизации и разрежения ситуации при межэтнических, межконфессиональных и социальных конфликтах, их позитивного разрешения и прекращения.
Привлечение казачества к несению государственной и иной службе, закрепленное Федеральным законом «О государственной службе российского казачества», а так же иные нормативные акты, регламентирующие порядок привлечения казаков к данной службе, федеральные и региональные программы государственной поддержки казачьих обществ, казачьих кадетских учебных заведений, казачьей культуры и т.п. должны стать для казачества инструментом (средством), но никак не самоцелью для достижения вышеуказанной цели, ибо еще в дореволюционное время на действительной службе было задействовано не более 8-10 % от общего числа казачьего населения, а вся остальная его масса трудилась над обеспечением условий несения этой службы и собственно увеличением и улучшением благосостояния казачьих обществ и себя лично.
К сожалению, в среде некоторой части современного казачества бытуют порой мнения (в силу общей инертности основной массы населения) о том, что прежде всего государство возьмется за решение вышеуказанных проблем для казаков, и именно оно должно прежде всего обратить на него внимание и создать некий казачий «рай» на земле.
Вот мы, мол, казаки, такие хорошие и замечательные, дайте-ка нам льготы и привилегии, земли и деньги, а дальше мы посмотрим, что нам с этим делать.
Указанная категория казаков как-то совершенно забывает, что даваемые в свое время Царем и Отечеством льготы и привилегии были заработаны нелегким трудом и заслугами перед Отечеством, и были лишь малой компенсацией тех громадных материальных затрат, что несли казаки при подготовке и несении службы, порой платя самый страшный налог – собственной жизнью и кровью, и обязательные внутренние войсковые повинности, войсковые налоги, общественные станичные сборы и общественные работы, благодаря которым, собственно, каждая казачья община и выживала, а земли казачьих войск, как правило, добывались и «прирастались» в боях и походах.
Мы все должны совершенно четко дать себе отчет в том, что никто за нас наши проблемы и задачи решать не будет, пока мы сами не будем готовы взять на себя решение наших проблем. Всегда спасение утопающих было делом самих утопающих. Лишь постоянная демонстрация выполнения конкретных дел и их положительных результатов, подкрепленная четкими программами дальнейшего развития, постоянное единение в рядах с немедленной готовностью к действию, четкое выстраивание системы взаимодействия и сотрудничества с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления позволят добиться законодательного оформления становления казачества в системе страны и закрепления его статуса в системе общего устройства государства.